Пасха — это праздник праздников и торжество из торжеств. Верующие должны забыть обо всем остальном, в том числе и о грехах своих, и все мысли сосредоточить на радости Воскресения своего Спасителя. Поминание предков на Пасху противоречит самому духу праздника — радости по случаю Воскресения из мертвых Иисуса Христа.
В этот день, как и во всю Светлую седмицу, нет места для страха смерти.
«О смерти и о мертвых в этот день вспоминается часто, притом даже гораздо чаще, чем в другие, меньшие, праздники.
Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробах.
Поэтому понятно, что на Пасху не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых.
Но это не значит, что память об усопших совсем изгоняется на это время из Церкви. Просто она приобретает несколько иную окраску».
— Святитель Афанасий (Сахаров)
Однако в народе верили, что в Светлую седмицу души усопших временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми порадоваться празднику. Поэтому, несмотря на церковные запреты, на второй день Пасхи и в Светлый четверг люди навещали усопших родственников на кладбище, христосовались с ними и приглашали их к праздничному застолью.
Считалось, что умершие, получив приглашение, приходили в дома, садились за столы, ели и пили вместе с живыми, стояли в церкви на праздничной литургии.
В Пасхальные дни крестьяне придерживались таких обрядов:
- оставляли для душ усопших незапертыми двери домов;
- вывешивали на окна полотенца, чтобы души умерших могли на них отдыхать;
- старались ничего не шить, чтобы не зашить им глаза;
- не стирали, чтобы не замутить воду перед умершими;
- не причитали и не плакали на кладбище, чтобы не мешать покойникам радоваться Воскресению Иисуса Христа и тем самым не разрушить их надежду на собственное воскресение.
Землю усопшие покидали, по распространенным представлениям, в Фомино воскресенье или в Радуницу.